среда, 17 сентября 2008 г.

За истиной

За истиной бежит душа моя, Сыне Истины, и бегу ее нет конца, как нет названия усталости ее.
Лучше успокойся, душа моя, и спокойствием своим привлеки истину. Как бы ты назвала того, кто в полночь скажет: не могу без света, нужно бежать к солнцу и принести несколько лучей?
К чему затевать бег на тысячу лет, если свет быстрее тебя, и может сам явиться тебе через несколько мгновений?
Откройся, душа, свету — и свет придет в тебя.
Стены, стоящие между тобой и истиной, кажущиеся чудовищными горами, которые преодолеть ты пытаешься изнурительным бегом, самим тобою созданы; они не крепче белой пены на озере. Если бы только могла ты открыть глаза в такой степени, чтобы их не видеть. Воистину, сущность этих стен зависит от твоего зрения. Ежели бы ты не хотела их видеть, они бы не существовали.
Видел я цыпленка на черной доске, бегущего по кругу, очерченному белым мелом. Долго глядел я, как бежит он и не решается перепрыгнуть белую линию, что, должно быть, кажется ему живым существом или высокой стеной.
Такова, сказал я в печали, и душа моя, когда представляет, что ее отделяют от свободы либо мощные великаны, либо ужасно высокие стены. На самом деле, между ее темницей и свободой — всего лишь воображаемая линия, тоньше волоса.
Все стены темницы твоей, душа моя, сложены из твоей боязни мира, из твоего вожделения мира и твоих мыслей о мире. Все эти стены сама возвела ты по настоянию твоих чувств, из материала, который они тебе дали, воистину, не крепче пены.
Вначале ты не имела чувств, и истина от тебя не отделялась. Когда же ты ослепла, то послала чувства в погоню за истиной. И вот, гончие бегут и хватают ближайшую и легчайшую добычу, и приносят волков слепому хозяину, и тот ест их, как будто оленей.
Не беги, душа моя, потому что бегать — это свойство чувств. Слуги и рабы бегают, а хозяин отдыхает.
Смотри, в одном уголке глубокого спокойствия и девственной чистоты в тебе открылось предвечное око твое. Это око не видит стен темницы твоей и не бежит по горам, которых не существует. Это — Сын Истины, Един от Святой Троицы, держащей все Царство Небесное, от которого отгородилась ты, возжелав быть Четвертой. Истинно говорю тебе, никакой четвертый не существует рядом с существующим. Имя ему — Несуществующий.
Своей пляской и топтанием во мраке ты меня, душа, сделала четвертым. Весь народ твой из мира четвертых камнем бросится в Сына Истины. Беги, душа бедная, из мира четвертых. Отрешись от всего, брось все, возненавидь все, и — поклонись Истине Троичной, которая тебе через Сына Истины подается.
Господи Истины и Жизни, помоги душе моей пасть пред Тобой и зарыдать: «Ты — моя сущность, моя жизнь и моя истина, премилый Сыне Святой Троицы. Ты — все для меня; и я Тебе предаюсь, нагая и нищая. Нечего мне бросать, нечего презирать, нечего ненавидеть, ибо кроме Тебя ничего и не существует. Смилуйся и приими меня в объятия Свои».

(Святитель Николай Сербский. "Моления на озере")

Комментариев нет: