суббота, 1 ноября 2008 г.

Отличие православного духовного познания от оккультного (3): "Необычайные и обычные откровения" (Святитель Феофан Затворник)

Когда Господь поучает кого-либо, то разверзает ум и влагает в него сокровища ведения, или берет дух человека и вводит его в непосредственное созерцание открываемых ему вещей. Ум под действием Божиим видит, что угодно Господу показать ему, так же определенно и ясно, как глазами чувственными видит человек днем находящиеся пред ним в известном расстоянии вещи. И все это может совершиться мгновенно, и мера открываемого и созерцаемого может быть так велика, что его не вместит никакое человеческое слово. Так видел святой Павел, восхищенный до третьего неба; так зрели Апостолы, когда Господь, явясь по Воскресении Своем и дуновением сообщив им Духа, разверз им ум, разумети Писания. В одно мгновение ум их узрел все, сокрытое в ветхозаветном Писании о совершившихся новозаветных событиях. И Господь вслед за тем только сделал общий вывод из того, что узрели Апостолы: Тако подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою (см.: Лк. 24, 45—46, 26). Так мгновенно и полно открывает Господь небесное и всем, кого считает того достойным.
Но такие просветления ума необычайны. Обычный порядок обогащения ума ведением Божественным, и при непосредственном содействии тому Господа, есть просветление ума при изучении Откровения уже данного... Некто сказывал, что иногда, в час молитвы, ум его входит в созерцание Божественных истин такое ясное и определенное, какого дотоле не давало ни свое исследование, ни прочитывание исследования других. Отсюда можно заключить, что истинное ведение откровенного и бывает только то, которое вселяется в ум именно этим путем. Труд исследования и углубления в свидения подготовляет, а благодать, в час молитвы, завершает ведение, просветляя ум созерцанием и печатлея зримое им в сердце. Всякое другое учение есть внешнее: одно это внутреннее духовно, божественно и многоплодно.

("Православие и наука", с. 238-239)

Комментариев нет: