суббота, 1 ноября 2008 г.

Отличие православного духовного познания от оккультного: "Благодать не новые истины открывает: те же, но в другой силе" (Святитель Феофан Затворник)

Познавать истины веры можно и своим умом, особенно теперь, когда они не только содержатся в слове Божием, но и пространно истолкованы в писаниях отеческих и в богословских системах. Но такое познание самодельное есть только внешнее изучение, похожее на изучение и других наук. В нем принимается только голый эскиз истин в совокупности и каждой истины отдельно. И все это понимается умом и хранится в памяти, в голове. В своей мере прилагается к сему и убеждение сердечное. Но настоящее познание всего дается только Духом. Господа Иисуса нарещи никто не может как следует, только Духом Святым (см.: 1 Кор. 12, 3)... то есть постигнуть как следует тайну Домостроительства спасения — и в целом и в частях. Сердце, преданное Господу и очищенное для Духа Божия, становится хартиею, на коей Он пишет тайны боговедения. И тогда тот, кто сего удостоивается, получает настоящее ведение истин. Но сие ведение от Духа не новое что дает, не новые тайны открывает, а те же, открытые уже, дает разуметь и ощутить во всей их силе. При сем то же происходит, что бывает с тем, кто, прочитав описание, например, Иерусалима и достаточно усвоив себе описанное, видит потом самим делом Иерусалим. То же видит он и на тех же местах, как прежде воображал; но только в другой силе. Точь-в-точь то же бывает и с тем, кому после умового изучения истин веры потом Дух Божий те же истины печатлеет в сердце за труд над чистотою сердца и верностью заповедям Божиим. Все те же истины, только другая сила в них. И наоборот, хоть другая сила, но все это не новых тайн откровение, а постижение яснейшее и живейшее тех же истин... При сем, как бы кто ни был чист, как бы кто ни был приосеня-ем действием благодати, никогда не открываются ему истины новые, а все те же, или в том же кругу большие подробности.

("Православие и наука", М.: 2005, с. 236-237)

Комментариев нет: