суббота, 24 октября 2009 г.

"Аморальность" христианства

Не обижайся на Бога
Многие люди, даже православные христиане, смущаются Ветхим Заветом, и понять их можно. Вот представьте: трехлетняя засуха, в семью голодающих приходит человек, сам, кстати, не голодавший, и говорит: «Дайте мне хлеба с маслом». Ему на это умирающая от истощения женщина отвечает, что у нее осталась лишь горсть муки и ложка масла и они с сыном собираются съесть по последнему куску и умереть. Но пришелец и после этих слов настойчиво уговаривает бедную женщину сначала накормить его, а потом уже есть самой с сыном.
Понятно, что с точки зрения житейской морали это поступки безжалостного, недоброго человека. Но ведь именно так поступил пророк Илия в Сарепте Сидонской, и мы знаем, что его безжалостные действия и послушание голодавшей вдовы обернулись великим чудом, сохранившим жизнь и ей, и ее сыну, и пророку. Добрым часто кажется пустое, а недобрым - святое. Ведь именно «недоброта» пророка Илии явилась животворящей.
Что значит, когда наше нравственное чувство восстает против Священного Писания, то есть слова Божия, или против самого Бога? Это значит, что в душе нашей живет маленький божок Моралька, с которым мы изменяем великому, истинному Богу, Творцу неба и земли.
Можно было бы обижаться на Бога не только за Ветхий Завет, а и за всю нашу жизнь: за наши неприятности, болезни, страдания, смерть, наконец. Ведь ничего не бывает без воли Божией. Причина нашего ропота на Бога, очевидно, в нашем маловерии и привязанности к временному, земному. Если бы верили в Бога, в Его всемогущество, всеведение и всеблагость, знали бы свою греховность и душой стремились в вечность, в Царство Небесное, то не обижались бы на Бога.
Кроме того, Бог дал заповеди нам, людям, Богу же заповеди никто не давал, и требовать от Него их исполнения несправедливо. Сказано Господом: «Не убий» - и мы должны избегать не только убийства, но даже и гнева, и всякой неприязни. Когда же Бог совершает свой таинственный промысл, попуская быть на земле страданиям и смерти, нам следует благоговейно устраниться от всякого суда и сказать: «Господи, да будет воля Твоя».
Мы смущаемся поступком пророка Илии, который зарезал сто пятьдесят бесовских пророков. Но он зарезал их не потому, почему мы друг друга ругаем, ударяем и даже режем, не по злобе, не из зависти, не из мести за личную обиду, не но страсти - а по воле Божией, по Божиему благословению. Послал Бог пророка на дело Божие, и пророк совершил его. А сам он не имел злобы в своей душе, которая вся была устремлена к Богу. Илия не искал ничего своего, жил не по своим понятиям, мечтаниям и прихотям. Бог говорил ему: «Иди» - и он шел. Бог говорил: «Запрети дождю» - и он запрещал, и три года дождя не было. Потом Бог говорил: «Отверзи небеса» - и Илия отверзал небеса. Такая дана была сила человеку ради его преданности Богу.

Жестокие святые
Среди святых, чтимых Православной Церковью, есть немало таких, которые, совершая свои духовные подвиги, причинили близким родственникам немалые скорби. Праведный Филарет Милостивый, ни в чем не отказывая никакому просителю, довел до полного разорения свою семью. Преподобный Симеон Христа ради юродивый ушел в монастырь, оставив одинокую старушку-мать, а его друг - преподобный Иоанн оставил жену и старого отца. Преподобный Алексий человек Божий тоже без видимых причин бросил свою семью и стал нищим.
Преподобный Пимен Великий и его родные братья, уйдя в пустыню и став монахами, даже отказались повидаться со своей матерью, которая пришла к ним издалека, чтобы только посмотреть на лица любимых сыновей. Они заперлись от нее в своей келье и не стали разговаривать с ней, даже взглянуть на себя не дали, - только Пимен пообещал ей, что если здесь она своих сыновей больше не увидит, то непременно увидит их на небесах.
Названные святые одни из наиболее чтимых и любимых нашим православным народом, вообще же список подвижников, причинивших скорби родным, можно было бы продолжать и продолжать. За что же прославил их Бог? За жестокость, равнодушие, безумие? Нет. Ничего этого не было. Преподобный Пимен и его братья, как истинные монахи, отреклись от всего мирского, в том числе и от привязанности к родственникам, но они не отреклись от любви, и поэтому их на вид жестокий поступок оказался на пользу и самой матери, ведь, как сказано в Отечнике, она с радостью (!) ушла и сказала: «Если подлинно увижу вас на небе, то не хочу уже видеть на земле».
Подвиг праведного Филарета Милостивого состоял не в том, что он отбирал у родственников последнее и отдавал кому попало. Если бы это делалось без особого повеления Божия, то было бы не похвальным, а просто безумным поведением. Но праведный Филарет, подобно праотцу Аврааму, слыша в сердце повеление Божие, исполнял его, несмотря ни на что, преодолевая естественное сострадание к родственникам и стыд перед осуясдающими его людьми. Так и подвиги преподобных Симеона, Иоанна и Алексия человека Божия состояли не в том, что они скрылись от своих жен и родителей. Рассуждая по-житейски, они поступили плохо. Но они так поступили не потому, что были холодны к своим родным, а потому, что горячо возлюбили Бога. Они твердо верили, что Бог, от Которого никакого зла не исходит, управит и пути их родных в Царство Небесное. И Бог не посрамил любви и упования тех, кто ради Него отверг все свои земные привязанности.

(Протоиерей Константин Островский. Умереть нам не удастся. Красногорск, 2009, с. 20-23.)

Комментариев нет: