Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма о
подвижнической жизни (555 писем). Москва-Париж, 1995.
№ 80 (198, 33)
с. 62-63.
Кажусь я людям милосердым; но, с точностию поверив
себя, исследовав себя, нахожу в себе одну глупую личину милосердия.
Милосердствует во мне тщеславие; милосердствует во мне пристрастие;
милосердствует во мне корысть; милосердствует во мне плоть; милосердствует во
мне кровь; но чтоб подвигла меня к милосердию заповедь Христова, чистая,
святая, — этого я не нахожу в себе. Когда же я, мрачный грешник, опомнюсь на
краткое мгновение и пожелаю быть милосердым сообразно заповеди Христовой, то
вижу, что должен учинить сердцу моему ужасное насилие. Обличается сердечный
недуг мой святою заповедию; убеждаемый ею признаю себя, по естеству милосердого,
жестокосердым, человеконенавидцем по отношению к Евангелию. Мое сердце
согласно быть милосердым по движению крови; но быть милосердым по заповеди
Христовой для него — распятие. Так видя себя, сличая свое состояние с тем,
которое начертано в Евангелии для ученика Христова, нахожу, что мне, имеющему
естественное расположение к милосердию, не должно вверяться этому
естественному расположению, должно умерщвлять его. Я обязан принуждать себя к
милосердию сообразно заповедям Евангелия, хотя б это и было сопряжено с
насилием сердца, носящего в себе заразу греха, общую всем человекам.
Естественное милосердие, как произведение плоти и крови, не может быть
Богоугодною добродетелию. Мало этого! Оно враждебно заповедям евангельским!
Для посечения и умерщвления его принесен на землю меч евангельский. Водимые
естественным милосердием пребывают во мраке под влиянием лютого, всезлобного
миродержца. Господь, Спаситель мира, во время [62] пребывания Своего на земли,
возвещал однажды ученикам Своим, что Ему должно идти во Иерусалим: там много
пострадать, быть убиту и в третий день воскреснуть. Тогда верховный из
апостолов, святой Петр, движимый естественным милосердием, начал противоречить
Господу: «Милосерд Ты, Господи, — говорил он, — не имать быти Тебе сие». На это
изъявление сострадания, милосердия — естественных — Господь отвечал святому
Петру: «Иди за Мною, сатано, соблазн Ми еси: яко не мыслиши, яже суть Божия, но
человеческая». Неужели в устах Богочеловека слово «сатано» было лишь
укоризненное? Сохрани Боже допустить такое Богохульство! Этим словом Господь
изображает, что мысли и чувствования падшего человека находятся под властию
сатаны, хотя по-видимому они и кажутся добрыми; действия человека по влечению
его сердца сливаются в одно с действиями сатаны. Так повреждено горестным
падением естество наше! Тогда, повествует Евангелие, Иисус рече ученикам Своим:
«Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне
грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю, а иже аще погубит душу
свою Мене ради, обрящет ю». Должно умертвить то милосердие, которого причина —
кровь; должно снискать то милосердие, которого причина, источник — светлая и
святая заповедь Христова; она — Дух, она — живот вечный. — Вот обещанный мною
ответ. Советую вам то, что признаю для себя необходимо нужным: отвергните милосердие,
действующее в вас от крови, иначе, от чувств сердечных, вдайтесь в снискание
милосердия, возвещенного Евангелием, соделавшего человека Богоподобным. Пред
вами откроется необозримое поприще для подвига и течения. Какое бы вы ни
стяжали преуспеяние в милосердии, — оно покажется вам ничтожным в сравнении с
образцом милосердия, начертанным в Евангелии. Самое преуспеяние ваше будет
научать вас смирению, приводить к нему. Таково свойство преуспеяния духовного!
Напротив того, — кто не отвергается себя, не погубляет души своей, действует по
влечению чувств сердечных, от движения крови: тот непременно осуществляет свое
Я, видит добро в своих движениях, своих действиях, оживляет собственно себя,
стяжавает мало-помалу высокое о себе мнение. Таковой, думая: преуспевает
духовно, — преуспевает лишь в лютом падении. Темная прелесть овладевает его
душою; чуждый духовного жительства и разума, он погружается глубже и глубже в
лжеименный разум и темную прелесть. Прелесть — справедливая награда того, кто
возлюбил и почитал падшее естество свое, не восхотел благочестно умертвить
себя, не восхотел состояния, о котором говорит св. апостол: Не к тому живу аз,
но живет во мне Христос...
№219(339,70) с. 220.
<…> Недостаточно быть добрым по естеству:
надо быть добрым по Евангелию. Естественное добро часто противоречит добру
евангельскому; потому что наше естество находится не в первобытной чистоте,
дарованной ему при создании, но в состоянии падения, при котором добро
перемешано в нас со злом. И потому это добро, если не выправится и не
вычистится Евангелием, само по себе непотребно и недостойно Бога!
Комментариев нет:
Отправить комментарий