четверг, 22 сентября 2011 г.

Таинство крещения

«Отрицаешься ли сатаны?» - в современном чине крещения это первый вопрос, который священник задает пришедшему родиться духовно. «Я могу защитить тебя от твоих врагов, - как бы говорит Христос, - но я не могу защитить от друзей». Бесы - наши заклятые друзья. Они постоянно с нами, заботятся о нас, ревностно заботятся о нашей погибели. Действуя обычно тайно, они незаметно влагают нам в умы греховные помыслы, а в сердца - греховные желания. А то злое, что в нас уже есть, они всячески стараются разжечь, привести в действие, углубить. Некоторые не верят в бытие нечистых сил, но демонов это только радует,
потому что очень облегчает их «работу». Человек оказывается рабом бесов, и положение это, если попускает Бог, безвыходное именно потому, что сам раб мнит себя свободным и всякое повеление своего жестокого господина-убийцы принимает за собственное желание.
Еще хуже, когда люди знают о мире духов и легкомысленно заигрывают с ними: обращаются к экстрасенсам, «бабкам», сами гадают или колдуют, увлекаются астрологией и т.п. Если мы хотим жизни вечной, блаженной и свободной во Христе, мы должны решительно отречься и от рабства, и от дружбы с бесами и на вопрос священника «Отрицаешься ли сатаны?» сознательно и твердо ответить: «Отрицаюся».
Как же мы, отрекшись от общения с бесами, должны к ним относиться? Многих, когда они узнают о силе и злобе бесовской, охватывает суеверный страх. Это тоже плохо, потому что тоже предает нас в их руки, а правильное отношение к бесам - презрение. Не горделивое презрение (для этого и нет оснований, так как по своей природе бесы много сильнее нас), а презрение к ним, как немощным врагам Христовым. «И дунь и плюнь на него (на сатану - Прим. автора)», - говорит священник, и этими знаками презрения человек объявляет войну сатане, он выходит из толпы демонских рабов и становится в ряды воинов Христовых. Велика будет ненависть сатаны, и удесятерится желание погубить презревшую его душу, но бесконечно больше сила Христова, к которой, соединясь с Ним, мы приобщаемся.
«Сочетаваешилися Христу?» - спрашивает священник, и мы отвечаем: «Сочетаваюся» - и читаем Символ веры. Каждый крестящийся взрослый и, разумеется, каждый крестный должны если и не знать это краткое исповедание православной веры наизусть, то по крайней мере понимать. Большинство же вовсе ничего не знает ни о Христе ни о Церкви и рискует не улучшить свое духовное состояние а ухудшить, потому что лучше вовсе не знать Христа, чем приблизиться к Нему в таинстве и оскорбить своим пренебрежением. Это очень бледное сравнение, но в некотором смысле крещение подобно воинской присяге, которую безопаснее совсем не принимать, чем, приняв, дезертировать; за это в военное время полагается расстрел, а в духовной жизни время всегда военное: бесы и наши собственные страсти никогда не перестанут враждовать против нашего спасения.
Наконец, вода освящена, Дух Святой сошел на нее, и купель стала не просто бассейном или чашей, а утробой матери-Церкви, в которую должен войти плотской человек и умереть, а выйти должен человек духовный. Мы заранее радуемся этому и помазываем крещающегося елеем радова-ния. «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» помазываем чело - да освятится ум человека именем Святой Троицы. Помазываем грудь - «во исцеление души и тела». Исцелиться - это стать целостным, ум и сердце должны соединиться и вместе с телом принять в себя Христа. Помазываем уши -«в слышание веры», руки - чтобы творили дела Божий, и ноги - чтобы ходили по Божиим путям.
После этого человек погружается в воду, чтобы выйти из нее не просто обновленным, а впервые рожденным для вечной блаженной жизни. <…>
Из купели выходит новорожденный член Церкви. Не в том смысле, как говорят «член общества», а как мы говорим «член тела». Церковь - это Тело Христово, Христос - его Глава, а мы - члены, и связь между нами или органическая, или нет никакой. То, что мы причащаемся из единой чаши, не символический обряд, а реальность и уже совершающийся Страшный Суд. Мы едим Тело и пьем Кровь Христову и тем самым принимаем в себя Христа, нашего Спасителя, но в будущем - Страшного Судию. В наших жилах течет Кровь Христова, наше тело напитано Телом Христа; все мы, христиане, более чем братья, и если не любим брата своего, если отрекаемся от единства с ним по какой бы то ни было причине, то отрекаемся и от Христа, ибо Христос - наше единство.
Новый родившийся член Церкви помазывается миром и в этом таинстве миропомазания получает дар Святого Духа. «Печать дара Духа Святого», - говорит священник, помазывая новопросвещенного на царство, священство и пророчество. Он будет соцарствовать Христу в Царстве Небесном; ему открыт путь к сердечному жертвеннику, на котором он призывается священнодействовать, то есть приносить молитвенную жертву за себя и за весь мир; он призывается к пророческому служению. Пророчество - это не предсказание будущего, а проречение слова Божия, и не только устами, а всей своей жизнью. Вот как высоко наше призвание а часто ли мы об этом вспоминаем и даже знаем ли?
Каждый, кто крещен и помазан миром в Православной Церкви, должен знать, что он царь, священник и пророк Божий, что это великое дарование не отнимается у человека, пока он жив. Конечно, мы падшие цари, потому что живем недостойно Царства Небесного; мы скверные священники, потому что мало молимся и даже не знаем, что такое сердечная молитва; мы не прорекаем слова Божия, потому что душа наша переполнена суетой, суета заглушила в ней святыню, и потому наши дела и слова сплошь суетны, а не святы. К сожалению, все это так, но не отчаиваться мы должны, а исправляться и, пусть не сразу, а постепенно, начинать жить достойно своего великого призвания.

(Прот. Константин Островский. Умереть нам не удастся. 2009. С. 189-193)

Комментариев нет: