суббота, 4 февраля 2012 г.

День памяти Новомучеников Российских

Чтобы понять и оценить подвиг людей, пострадавших за веру в ХХ веке, нужно понять, кто такие мученики и почему Церковь их почитает.
Жизнь – самое ценное, что есть у каждого человека. Но во все времена и у всех народов почитались люди, пожертвовавшие своей жизнью за благо других. Их называют героями. Героизм сопровождает воинское служение, но героизм возможен не только на войне. Христианская религия привносит героизм в обыденную жизнь, призывая каждого человека к добродетели и святости. Это самоотречение ради Бога.
«Человеку свойственно ошибаться», – заметили еще в древности. Христианство объясняет это тем, что природа человека больна, и от этого человек постоянно ошибается умом, сердцем и волей. Чтобы избавиться от заблуждений, страстей, грехов, человеку нужно победить болезнь своей природы.
Но если обычные болезни тела можно вылечить естественными средствами, то исцеление всего человека, и души и тела, невозможно без Бога. И святой Бог исцелил грешного человека, Сам став Человеком. Христиане верят, что проповедник Иисус из Назарета, живший две тысячи лет назад на окраине Римской империи, – это Бог, ставший человеком, соединивший в Себе божественную и человеческую природу. Он был безгрешен и невинно пострадал, дав пример святой жизни и святой смерти. Будучи Богом, Он воскрес, засвидетельствовав Свою божественную природу и то, что его учение – это истинные заповеди Божии.
Уже две тысячи лет христиане стремятся исполнять данные Им заповеди. Эти заповеди направлены против греховной болезни человеческой природы. Грех вынуждает человека любить себя – заповедь учит любить другого – Бога и ближнего. По греховной природе человеку свойственно ненавидеть и мстить врагам – Христос учит любить даже врагов. Грех заставляет человека гордиться – Христос учит смирению и кротости. Грех вынуждает человека искать роскоши и богатства – Христос учит скромности и довольству необходимым. Грех побуждает гулять и развлекаться – Христос учит внутренней собранности и целомудрию. Грех заставляет человека злиться и раздражаться – Христос учит добру и незлобию... Так Христос учил, так он Сам жил, и каждый человек призван стать подобным Христу, подобным Богу. Но коренным образом изменить свое сердце, свои желания и поступки человек может только с помощью духовной силы Божией. Такая помощь подается верующим в Иисуса Христа в апостольской Церкви, которую Он основал.
В течение многих веков идеалом русского народа была святость, поэтому нашу страну стали называть «Святой Русью». Чтобы приобщиться исцеляющей и преображающей Божией благодати, русские люди строили храмы и уходили в монастыри. Мы знаем имена множества святых русской земли – Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, старцы Оптиной Пустыни и многие-многие другие. Все они просияли духовными добродетелями, все они, сохраняя неповторимость своей личности, уподобились Христу. Но, как известно из истории, в ХХ веке к власти в России пришли люди, которые объявили христианство заблуждением и стали разрушать церкви и убивать христиан. И тогда великое множество людей предпочли пострадать и умереть, но не отказаться от веры в Бога.
Так кто же они, христианские мученики? И чем они отличаются от тех, кто жертвует жизнью ради высокой идеи или ради других? От героев, погибших на войне, при тушении пожаров, в борьбе с преступниками? Мученики − это люди, исповедавшие веру во Христа даже до смерти и явившие в своей жизни плоды веры – христианские добродетели. Это те, которые, по слову Евангелия, «благословляли гонящих» и «благотворили обижающим». Те, кто посреди страданий, мучений и насильственной смерти сохранял мирный дух, сострадание и любовь к ближним и к самим мучителям, кто не проклинал, а благословлял. Кто, несмотря на нечеловеческие испытания, остался подобным Христу. Другими словами, это те, кто с помощью благодати Божией преобразил и исцелил свою падшую человеческую природу, стал новым человеком, будучи на земле, принадлежал уже Царству Божьему. Мученики – это свидетели истины христианства и силы Божией, действующей в человеке.
Поэтому и важен их пример для нас. Это не просто пример терпения, мужества и героизма, проявляемых по профессиональному долгу, благодаря складу характера или под влиянием момента. Такой героизм доступен не всем. Это не просто смерть ради отвлеченной идеи – ради идеи умирают и террористы. Мученический подвиг − это свидетельство веры в истинного Бога и непрестанной борьбы в течение всей жизни − ради Бога и с Его помощью − со страстями и грехом. К такому бескровному мученичеству христианского совершенства призваны все, независимо от пола, возраста и рода занятий. Только такой подвиг позволяет мученикам в чрезвычайных обстоятельствах гонений, страданий и самой смерти явить всю силу добродетели. И только такой подвиг делает осмысленной жизнь каждого человека, даже в условиях внешнего благополучия. Поэтому изучать жития новомучеников и исповедников так важно, чтобы учиться у них не только умирать, но и жить.

2 комментария:

Ирина Комарова комментирует...

..."Но, как известно из истории, в ХХ веке к власти в России пришли люди, которые объявили христианство заблуждением и стали разрушать церкви и убивать христиан".. (цитата из Вас).

Можете ли Вы утверждать, что в том, что произошло в России в начале ХХ-го века, христиане и Церковь не несут своей доли ответственности? И что они не несут свою долю ответственности за то, что происходит в стране в настоящее время?
Можете ли Вы утверждать также, что ДО ХХ-го века с христианством и христианами в России было всё в порядке?
Вы уверены, что "убийство христиан" в России ХХ-го века было связано именно с их верой, и никак не связано с их политической деятельностью? Например так, как занимались и занимаются подобной деятельностью католические священники в Польше?
С уважением, Ирина Комарова.

ReaderAlexey комментирует...

Ответственность христиан в бедах России, безусловно, была и есть. Она - в том, что многие называющие себя христианами являются таковыми в основном только по имени. Но все же на Руси всегда были и есть хорошие христиане (святые). О Церкви лучше судить по ним и по той в целом положительной роли, которую Церковь сыграла в истории России.